Главная - Статьи - Мечтай, а лучше планируй

Мечтай, а лучше планируй

Наташа ЕВЛЮШИНА

Успешные бизнесмены — о личном бренде, работе по душе и математике для новичков.

Вначале было слово. И это слово было начни. Поверь: бизнес-книги, лекции или мастер-классы не сделают за тебя главное. Предпринимателем ты станешь только в тот момент, когда начнешь свое дело. Быть может, именно сегодня пришло то самое время решиться? А мы, как всегда, поможем — расскажем о самом важном.

Можно ли построить бизнес без профильного образования и на что не стоит закрывать глаза, когда делаешь великие дела, — об этом и не только мы поговорили с действующими предпринимателями.

 

Кирилл Волошин

facebook.com/kiratut

соучредитель TUT.by, Hoster.by, Probussiness.by, Café Netto и проч., бизнесангел, ведущий эксперт школы Start.by

ПРО НИШУ

Первые «взрослые» лет 15 я ничего не исследовал: деньги как «инструмент» не интересовали — лишь бы хватало на жизнь, и работа увлекала. Поэтому была компьютерная журналистика, руководство развлекательным интернет-порталом еще до «двухтысячных». Потом TUT.by, где повезло, так как совместилось и редакторство, и (опять-таки) фантастически интересное портальное направление.

Если мудро подходить к вопросу, то ваш идеальный бизнес должен опираться на трех «китов»: личную экспертизу (т.е. наличие глубоких навыков в этой сфере), ваше желание и возможность заниматься этим бизнесом ежедневно. И крайне желательно, чтобы был платежеспособный спрос. Если говорить языком маркетинга, то успех там, где сходятся рынок, мотивация и эффективные бизнес-процессы.

 

ПРО ПРИОРИТЕТЫ

Что важно на начальном этапе открытия бизнеса? Изучить конкурентов — да, изучить спрос — да, подумать о рекламе — нет, выбрать форму бизнеса — да. Обязательно надо прикинуть «математику» проекта (а для стартапа или онлайн-проекта — спрогнозировать unit-экономику). Продумать, хватит ли капитала в случае, если что-то пойдет не так, как вы рассчитывали, и где будете занимать его при возникновении кассового разрыва. Определитесь с тем, что вы делать НЕ будете и на какие жертвы (время, деньги, отношения, принципы, законы) НЕ пойдете.

Я всеми руками за баланс. Как минимум, не жертвовать семьей и здоровьем ради денег и славы. Здоровье дает свободу, которую осознают (особенно «по детству») немногие. Обычно это понимаешь, когда его уже нет. А благополучная семья — неотъемлемый атрибут счастливой жизни любого нормального человека.

 

ПРО СЛОЖНОСТИ

Самым сложным при открытии бизнеса для меня было довериться людям и сотрудникам. А также делегировать задачи и ответственность.

 

ПРО СТЕРЕОТИПЫ

Не помню, чтобы меня чем-то пугали коллеги. Сомнения бывали в семейном кругу, скорее, но это нормально. Если говорить о стартапах, то рекомендую меньше фокусироваться на конкурентах — проект, скорее всего, погибнете от ваших собственных рук.

 

ПРО ПУТЬ

Если бы можно было что-то изменить, пожалуй, учился и менялся бы еще активнее. Тогда дела, действия «сами» бы трансформировались в более эффективные автоматически.

Татьяна Малеева

https://pastila.by, https://www.instagram.com/pastila.by, https://www.youtube.com/channel/UC4BaeAONgiJo4EpG4qFX1og, https://www.instagram.com/candylabpastila

сооснователь сети магазинов Pastila.by

ПРО НИШУ

Сферу деятельности я выбирала, прежде всего, по душе. Это как любовь… Если ты понимаешь, что это твое — с головой уходишь в любимое дело.

А началось все с яблок в карамели. Идею, кстати, увидели в Интернете. И решили попробовать. Но, к сожалению, ожидаемой прибыли этот бизнес не приносил. Или к счастью — ведь при изготовлении яблок в карамели мы увидели спрос на ингредиенты, упаковку, инструменты для кондитерских изделий. Так и родилась новая бизнес-идея. Сегодня у нас уже два розничных магазина Pastila.by (продажа инструментов, ингредиентов, упаковки для выпечки), интернет-магазин Pastila.by и кондитерская студия, где мы проводим обучающие мастер-классы для кондитеров CandyLabPastila.

 

ПРО ПРИОРИТЕТЫ

Самое важное на начальном этапе:

  1. Быть уверенным в своем товаре/услуге. Ведь когда ты знаешь, что у тебя крутой продукт — ты с этой энергией двигаешь свой бизнес.
  2. Проанализировать: нужен ли вообще кому-то твой крутой продукт.
  3. Четко понимать, кто твой клиент.
  4. Понимать, как ты будешь продавать свой товар/услугу: соцсети, сайт, магазин и т.д.
  5. Подумать, как люди узнают о твоем товаре/услуге, как будешь его рекламировать, продвигать.
  6. И, конечно, создать команду специалистов. Не стоит доверять свое дело дилетантам.

Постоянно развивайтесь, обучайтесь, самосовершенствуйтесь. Общайтесь с предпринимателями, пропитывайтесь их знаниями и опытом. Подсчитайте, сколько нужно денег для реализации вашей бизнес-идеи. Важно научиться планировать свое время и быть готовым к неудачам.

 

ПРО СЛОЖНОСТИ

Ощущалась острая нехватка специальных знаний именно в сфере бизнеса — как его создавать и вести дела. Поэтому приходилось очень много читать и изучать самостоятельно, т.к. профильного образования у меня не было. Зато было жгучее желание начать свое дело, которое и помогло справиться со всеми сложностями.

 

ПРО СТЕРЕОТИПЫ

Мне говорили о том, что у меня нет средств, нет опыта, специальных знаний — и поэтому ничего не получится. И вообще, что бизнес делается нечестным путем. А мы взяли и доказали обратное.

 

ПРО ПУТЬ

Если бы можно было что-то изменить, сразу бы обращалась к специалистам за помощью. Но так как денег не хватало, пришлось обращаться к дилетантам. Их ошибки впоследствии все равно исправляли профессионалы. По итогу: потеряли время и оплатили работу дважды.

Станислав и Юлия Навацкие

https://www.instagram.com/navatskie/

семья профессиональных свадебных ведущих. Станислав — автор «Свадебной книги №1» и лидер рейтинга ведущих Top of Belarus 2018. Юлия специализируется на проведении выездных церемоний

ПРО НИШУ

Наш совместный карьерный путь мы начинали с детских праздников, а 4–5 лет назад отказались от всех направлений, кроме свадеб и корпоративных торжеств. Почему именно свадьбы? Во-первых, это достаточно прибыльная сфера в ивентах. Во-вторых, это просто красиво и романтично. До западного уровня Беларуси далеко, но модные зарубежные тренды быстро приходят и популяризируются у нас в стране. Например, спрос на выездные регистрации последние годы только растет. Эта тенденция ощутима и среди специалистов отрасли.

Около пяти лет назад была очень популярна профессия свадебного организатора, а сейчас многие стремятся переквалифицироваться в ведущих выездных церемоний. Конкуренция на рынке, конечно, есть, но не очень высокая. В Минске всего-то 650 профессиональных ведущих, а женятся ежегодно около 30 тысяч пар. Даже если половина из них решит обойтись без тамады, то все равно свадеб на всех хватит. Другой вопрос — сколько клиентов нужно именно тебе.

 

ПРО ПРИОРИТЕТЫ

Для свадебного ведущего важна такая вещь, как позиционирование. Поэтому нужно выработать свой собственный имидж и понять в чем твоя уникальность. Моя личная фишка — свадебный конструктор. Это система, которая помогает каждый раз создавать свадьбу по-новому, складывая торжество из «стандартных» моментов, для каждого из которых у меня минимум три варианта проведения.

Для любого специалиста, который оказывает услуги в независимости от сферы, важен фидбек от клиентов. Первые годы работы мы регулярно проводили исследования. Писали парам, для которых проводили свадьбы, с аккаунта «подставной» невесты и просили дать отзыв о работе ведущего.

Основополагающий критерий успеха — это опыт, а также постоянное самообразование и получение дополнительных знаний, которые этот опыт корректируют. Поэтому один из самых важных приоритетов для нас сейчас — это развитие образовательных проектов. Мы уже успели воспитать не одну команду артистов и собрали большую базу знаний и умений, которыми можем делиться, в том числе с начинающими предпринимателями в сфере свадебных услуг.

Помимо прочего, у нас есть один необычный свадебный проект, который мы сами придумали и развиваем. Он называется «один раз в году работаем за еду». Суть в следующем: мы собрали команду профессионалов event-сферы, которые раз в год готовы организовать и провести мероприятие абсолютно бесплатно, но при одном условии — мероприятие должно быть максимально нестандартным. В прошлом году это была свадьба в стиле пляжной вечеринки на Минском море в закрытом яхт-клубе, в этом году тоже подбираем заказчика, готового к экспериментам.

 

ПРО СЛОЖНОСТИ

Чтобы сформировать имидж и получить поток клиентов, нужно набраться терпения в первые годы работы. Вначале ты вкладываешь много сил и энергии, но не получаешь в ответ большой отдачи и больших денег. Это нормально, важно не опускать руки и планомерно идти к своим целям, на этом этапе как раз-таки многие сдаются.

Еще одна специфика нашей профессии — сезонность. Нужно привыкнуть, что будут недели очень напряженной работы и месяцы, практически свободные.

Самая большая сложность и боль не только ведущего, но и любого фрилансера — стабильный поток клиентов. Нельзя однозначно сказать, какая стратегия продвижения оптимальна для тех, кто оказывает свадебные услуги. В нашем случае каждый год эффективными оказывались разные инструменты. В первый год, когда мы сконцентрировались на свадьбах, много заказов пришло именно из группы «ВКонтакте». Во-первых, благодаря тому, что мы разобрались, как действуют алгоритмы ранжирования групп. Во-вторых, сработало грамотно сформулированное предложение и правильно выбранная цена для нашей целевой аудитории. Важно использовать в комплексе все каналы продвижения и отказываться от каких-то из них только когда вы протестировали их и сделали выводы.

 

ПРО СТЕРЕОТИПЫ

Многим кажется, что работа ведущего не требует особых затрат. Но это совсем не так. Для того чтобы достичь успеха, нужно немало вложить в себя средств и сил.

Первая статья расходов — это внешний вид. Перед каждым сезоном я продумываю свои образы и покупаю новую обувь, рубашки, костюмы. Кроме того, есть определенный пул обязательных реквизитов и техники, которые необходимо приобрести для проведения мероприятий.

Еще одна серьезная статья расходов — работа над собой. Это и регулярное занятие речью, и участие в профессиональных отраслевых мероприятиях, в том числе за рубежом, чтобы быть в курсе трендов, и в целом разностороннее личностное развитие. Хороший ведущий — это, в первую очередь, интересный и образованный человек, с которым приятно пообщаться.

 

ПРО ПУТЬ

Если бы можно было вернуться назад и что-то сделать иначе, я бы раньше начал заниматься речью! Это невероятно важно для ведущего мероприятий.

Полная версия статьи – в № 2 журнала “Ментор”